Русский лубок — графический вид народного творчества, возникший в эпоху Петра Великого. Листы с яркими забавными картинками печатались сотнями тысяч и стоили чрезвычайно дешево. В них никогда не изображались горе или печаль, веселые или познавательные сюжеты с простыми понятными изображениями сопровождались лаконичными надписями и были своеобразными комиксами XVII–XIX веков. В каждой избе на стенах висели подобные картинки, ими очень дорожили, а офеней, распространителей лубков, ждали повсюду с нетерпением.
Происхождение термина
В конце XVII столетия оттиски с деревянных досок называли немецкими или фряжскими потешными листами по аналогии с эстампами, техника которых пришла в Россию с западных земель. Фрягами издавна звались на Руси представители южной Европы, преимущественно итальянцы, все остальные европейцы именовались немцами. Позднее фряжскими листами называли эстампы с более серьезным содержанием и реалистичным изображением, а традиционным русским лубком — искусство народной графики с упрощенной, ярко расцвеченной графикой и доходчиво емкими образами.
Существует два предположения, почему потешные листы получили название лубочной картинки. Возможно, первые доски для оттисков делались из луба — нижнего слоя коры дерева, чаще всего липы. Из этого же материала изготавливались коробы — вместилища для сыпучих продуктов или домашнего скарба. Их нередко раскрашивали живописными узорами с примитивными изображениями людей и животных. Лубом со временем стали называть доски, предназначенные для работы по ним резцом.
Техника выполнения
Каждый этап работы над русским лубком имел свое название и выполнялся разными мастерами.
- Вначале контурный рисунок создавался на бумаге, на подготовленную доску его карандашом наносили знаменщики. Такой процесс назывался знаменованием.
- Затем к работе приступали резчики. Острыми инструментами они делали углубления, оставляя тонкие стенки по контуру рисунка. Эта деликатная кропотливая работа требовала особой квалификации. Готовые для оттисков доски-основы продавали заводчику. Первые лубочники-граверы по дереву, а затем и по меди, жили в Измайлово, деревне под Москвой.
- Доска смазывалась темной краской и с наложенным на нее листом дешевой серой бумаги помещалась под пресс. Тонкие стенки с доски оставляли черный контурный рисунок, а места вырезанных углублений сохраняли бумагу неокрашенной. Такие листы назывались простовками.
- Картины с контурными оттисками отвозили цветальщикам — деревенским артельщикам, занимавшимся раскраской картин-простовок. Эту работу выполняли женщины, часто дети. Каждый из них расписывал до тысячи листов в неделю. Краски артельщики делали сами. Малиновый цвет получался из вареного сандала с добавкой квасцов, голубой колер давал лазурит, различные прозрачные тона извлекались из обработанных растений и древесной коры. В XVIII веке с появлением литографии профессия цветальщиков почти исчезла.
По причине износа доски часто копировались, это называлось переводом. Изначально доску резали из липы, затем стали использовать грушу и клен.
Появление потешных картинок
Первый печатный станок назывался фряжским станом и был установлен в Придворной (Верхней) типографии на исходе XVII века. Затем появились другие типографии. Доски для печати резались медные. Существует предположение, что русский лубок впервые начали изготавливать профессиональные печатники, устанавливая простейшие станки в своих домах. Жили типографские умельцы в районе современных улиц Стретенки и Лубянки, здесь же, у церковных стен, они продавали потешные фряжские листы, которые сразу стали пользоваться спросом. Именно в этой местности к началу XVIII века лубочные картинки обрели свой характерный стиль. Вскоре появились другие места их распространения, такие как Овощной ряд, а затем Спасский мост.
Потешные картинки при Петре
Желая угодить государю, рисовальщики для потешных листов придумывали забавные сюжеты. Например, битву Александра Македонского с индийским царем Пором, в которой греческому античному полководцу придавалось явное портретное сходство с Петром I. Или сюжет черно-белого оттиска про Илью Муромца и Соловья-разбойника, где русский богатырь и обликом, и одеждой соответствовал образу государя, а разбойник в шведской военной форме изображал Карла XII. Некоторые сюжеты русского лубка, возможно, заказывал сам Петр I, как, например, лист, в котором отражены реформаторские предписания государя от 1705 года: русский купец, облаченный в европейскую одежду, готовится обрить бороду.
Печатники получали заказы и от противников петровских реформ, правда, содержание крамольных лубков было завуалировано аллегорическими образами. После смерти царя распространился известный лист со сценой похорон мышами кота, где содержалось множество намеков на то, что кот — это покойный государь, а довольные мыши — земли, завоеванные Петром.
Судьбы дам, валетов, королей
В колоде «Русский стиль» у некоторых карточных фигур были реальные и вполне узнаваемые прототипы. Создатель русской военной авиации великий князь Александр Михайлович был женат на сестре царя Ксении Александровне — ее фотография в костюме боярыни XVII века послужила основой для создания червовой дамы.
Великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича, облачившаяся в княжеский наряд XVII века, — это не кто иная, как дама треф.
В пиковой даме проявилось сходство с княгиней Зинаидой Николаевной Юсуповой графиней Сумароковой-Эльстон, представшей на балу в костюме боярыни.
Бубновый валет — великий князь Андрей Владимирович (сокольничий в праздничном одеянии).
Трефовый валет — великий князь Михаил Александрович, младший брат царя, в полевом наряде царевича XVII века.
Прототипом бубновой дамы стала графиня Александра Дмитриевна Толстая, фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, в костюме боярышни. Впрочем, на эту карту могут претендовать и княгиня Вера Максимилиановна Кудашева, урожденная графиня Нирод, и София Петровна Дурново, урожденная светлейшая княжна Волконская. Очевидно, что в данном случае неизвестный автор эскиза не стремился добиться портретного сходства, а создавал выразительный обобщенный образ. И ему это удалось.
Неординарна ситуация и с червовым королем. Его костюм — это маскарадное одеяние Николая II. «На императоре была одежда, в точности воспроизводившая ту, которую носил в свое время царь Алексей, — «малиновая и белая с золотой вышивкой», писала императрица»5. Однако король лишь отдаленно напоминает царя Николая: придать большее портретное сходство с императором было бы непозволительной дерзостью и оскорблением верховной власти.
Зато пиковый король вне всякого сомнения похож на царя Ивана Грозного — достаточно взглянуть на известную картину художника Александра Дмитриевича Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». Кстати, на этой исторической картине можно обнаружить щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами, — точь в точь, как на тузах в нашей колоде.
Прообразом трефового короля стал адъютант великого князя, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Владимира Александровича есаул граф Михаил Николаевич Граббе6 в одежде жильца 1647 года. Оттолкнувшись от образа действительного статского советника, в должности шталмейстера высочайшего Двора Николая Николаевича Гартунга (фон Гартонга) и его костюма боярина XVII века, неизвестный художник нарисовал бубнового короля.
А пиковый валет — это штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак в костюме боярина XVII века.
Одним из прототипов червового валета послужил адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича, лейтенант Николай Александрович Волков7 в костюме боярина XVII века. А еще — подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Петрович Штер в наряде начального человека из жильцов времен царя Алексея Михайловича и корнет лейб-гвардии Конного полка Алексей Романович Тиздель в наряде сокольничего…
Костюмированный бал на масленицу 1903 года стал последним радостным событием времен царствования императора Николая II. Следом непрерывной чередой пошли лишь горести и печали: неудачная война с Японией, Кровавое воскресенье, Смута…
Чем потчевали гостей на этом костюмированном балу — читайте в разделе «Кухня Родины».
А карты «Русский стиль» остались в нашей жизни красивым напоминанием о самом зрелищном бале Российской империи.
Расцвет лубка в XVIII столетии
Начиная с 1727 года, после смерти императрицы Екатерины I, выпуск печати в России резко сократился. Большинство типографий, в том числе петербургская, закрылись. А печатники, оставшиеся без работы, переориентировались на производство лубочных картинок, используя типографские медные доски, во множестве оставшееся после закрытия предприятий. С этого времени начался расцвет русского народного лубка.
К середине века в России появились литографские машины, позволявшие многократно умножить количество экземпляров, получить цветную печать, более качественное и детальное изображение. Первая фабрика с 20 станками принадлежала московским купцам Ахметьевым. Возросла конкуренция среди лубочников, сюжеты становились все разнообразнее. Создавались картинки для основных потребителей — горожан, потому отображали они городскую жизнь и быт. Крестьянская тематика появилась лишь в следующем веке.
Ах, какие это были дамы!..
Эскизы для карт «Русский стиль» были разработаны на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) в 1911 году.
В 1913 году карты были отпечатаны на Императорской Карточной фабрике (до 1860 года — Александровская мануфактура).
Фабрика с 1819 года осуществляла монопольный выпуск игральных карт в Российской империи: ввоз карт из-за границы был запрещен, чем устранялась всякая конкуренция.
Самовольная выделка карт частными лицами преследовалась по закону и влекла за собою конфискацию орудий производства и выделанных карт и денежный штраф от 100 до 500 рублей (ст. 1351 Уложения о наказаниях).
Если в 1901 году фабрика выпустила 5460 тысяч колод, то в 1912м — свыше 12 миллионов. Дюжина колод обходилась фабрике примерно в 98 копеек, а продавалась, в зависимости от сорта, по цене от 5 рублей 50 копеек до 12 рублей.
После революции карточная фабрика была закрыта на несколько лет. В 1923 году фабрика снова стала выпускать карты по дореволюционным эскизам.
КРАПЛЕНАЯ КАРТА
Производство лубка в XIX столетии
Начиная с середины века, в Москве работало 13 крупных литографских типографий, наряду с основной продукцией выпускавших лубочные картинки. К концу столетия виднейшим в области изготовления и распространения этой продукции считалось предприятие И. Сытина, которое производило ежегодно около двух миллионов календарей, полутора миллионов листов с библейскими сюжетами, 900 тысяч картинок со светскими сюжетами. Литография Морозова ежегодно выпускала около 1,4 миллиона лубков, фабрика Голышева — близко 300 тысяч, тираж других производств был поменьше. Самые дешевые листы-простовки продавались за полкопейки, самые дорогие картинки стоили 25 копеек.
Тематика
Лубочными сюжетами XVII века служили летописи, устные и рукописные сказания, былины. К середине XVIII столетия популярным стал русский рисованный лубок с изображениями скоморохов, шутов, дворянского быта, придворной моды. Возникло множество сатирических листов. В 30 – 40 годы самым популярным содержанием лубков было изображение народных городских гуляний, празднеств, развлечений, кулачных боев, ярмарок. Некоторые листы содержали по несколько тематических картинок, например, лубок «Встреча и проводы Масленицы» состоял из 27 рисунков, изображавших потехи москвичей разных районов города. Со второй половины столетия распространились перерисовки с немецких и французских календарей, альманахов.
С начала XIX века в лубочных картинках появляются литературные сюжеты произведений Гете, Шатобриана, Франсуа Рене, других популярных в то время писателей. С 1820 годов в моду входит русский стиль, который в печати выразился в деревенской тематике. За счет крестьян возрос и спрос на лубочные картинки. Популярными оставались темы духовно-религиозного, военно-патриотического содержания, портреты царской семьи, иллюстрации с цитатами к сказкам, песням, басням, поговоркам.
Особенности русского стиля
Стиль русской усадьбы предполагает наличие довольно внушительного земельного участка, необходимого для бытовых и декоративных построек, большого сада с цветочными клумбами и плодовыми деревьями, размещения природного или искусственного водоёма и, конечно же, для самого дома, похожего на русский бревенчатый терем высотой в 2–3 этажа.
Оформляя приусадебный участок, необходимо помнить, что все элементы должны гармонично вписываться в природный ландшафт. Если в саду растут хвойные или лиственные деревья, протекает весёлый ручеёк, или есть луг, заросший травой, то не спешите их убирать.
Для русского стиля характерно сочетание внешней красоты с функциональностью и практичностью. Например, рядом с цветущими клумбами может находиться небольшой огород с лечебными и пряными травами, а недалеко от дома — летняя кухня, банька и аккуратный сарайчик для инвентаря.
Визитной карточкой стиля являются деревянные постройки. Усадьба из толстых, пахнущих смолой сосновых брёвен, колодец, который вполне может нести декоративную нагрузку и использоваться не по назначению, ажурная беседка, резные скамеечки, мостики через водоём — всё это пропитано русским духом и близко нам благодаря историческому наследию.
В русском усадебном стиле весь участок разделяется на следующие зоны:
- парадная с палисадником;
- хозяйственная с бытовыми постройками;
- пейзажная или прогулочная с лесными насаждениями;
- садовая с плодовыми деревьями и кустарниками;
- огородная с овощными культурами и лечебными травами;
- зона отдыха.
Лубок XX – XXI века
В графическом дизайне рекламных листовок, плакатов, газетных иллюстраций, вывесок начала прошлого века часто применялась лубочная стилистика. Это объясняется тем, что картинки оставались популярнейшим видом информационной продукции для малограмотного сельского и городского населения. Жанр позднее характеризовался искусствоведами как элемент русского модерна.
Лубок оказал влияние на формирование политического и агитационного плаката первой четверти XX века. В конце лета 1914 года было организовано издательское общество «Сегодняшний лубок», задачей которого был выпуск сатирических плакатов и открыток. Меткие короткие тексты писал Владимир Маяковский, работавший над изображениями вместе с художниками Казимиром Малевичем, Ларионовым, Чекрыгиным, Лентуловым, Бурлюковым и Горским. До 1930 годов лубочная графика нередко присутствовала в рекламных плакатах и дизайне. На протяжении столетия стиль применялся в советской карикатуре, иллюстрациях к детской и сатирической карикатуре.
Нельзя назвать русский лубок современным видом изобразительного творчества, пользующимся популярностью. Подобную графику чрезвычайно редко используют для ироничного плаката, дизайна ярмарок или тематических выставок. В этом направлении работает мало художников-иллюстраторов и карикатуристов, но в интернете их яркие остроумные работы на злобу дня привлекают внимание пользователей сети.
Организация пространства, материалы
Организация квартиры в русском стиле подразумевает отказ от обилия сувениров, тем более чужеродных. Можно поместить «чужой» предмет, например, японский веер, однако в этом случае должна подчеркиваться его роль экзотического интерьерного контрапункта.
- В квартире, обустроенной по-русски, должно доминировать дерево, причем – массив, никаких ДСП. Запах качественной натуральной древесины сам по себе становится акцентом интерьера.
- Печка, выложенная высокохудожественными изразцами, – это базовое понятие, однако в городской квартире возводить муляж печки необязательно, можно ограничиться изразцами, выложив их по периметру вокруг зоны плазменной панели или электрокамина.
- В убранстве обязателен текстиль – тканевые обивки стен, которые практиковали русские представители «среднего класса», могут заменить плотные льняные шторы с вышивкой ручной работы, а также покрывала, салфетки, межкомнатные портьеры из тяжелого «домотканого» полотна.
- Зажиточные крестьяне украшали свои избы гравюрами, яркими натюрмортами и зеркалами. Зеркало в тяжелой дубовой раме или сочные картины, выполненные в подчеркнуто лапидарной манере – прекрасное решение большой «русской» гостиной-горницы.
- Обязательные предметы – нарядные сундуки. Современные мастера делают их очень красивыми, в них можно хранить сезонные вещи, запасы обуви и постельного белья, книги. Кроме того, в гостиной они могут заменить кресла и банкетки – гости комфортно на них рассядутся, а вы сэкономите место.
«Рисуем в стиле русский лубок»
В 2020 году под этим названием в издательстве «Хоббитека» вышла книга Нины Величко, адресованная всем, кто интересуется народным изобразительным творчеством. В труде собраны статьи развлекательного и познавательного характера. На основе работ старых мастеров автор обучает особенностям лубочного рисунка, объясняет, как рисовать поэтапно картинку, вписанную в рамку, изображать людей, деревья, цветы, дома, выводить стилизованные буквы и другие элементы. Благодаря увлекательному материалу, технику и свойства лубочной графики освоить совсем не сложно, чтобы самостоятельно создать яркие развлекательные картинки.
В Москве на Сретенке расположен музей русского лубка и наивного искусства. Фундамент экспозиции составляет богатая коллекция директора этого заведения Виктора Пензина. Экспозиция лубочных картинок, начиная с XVIII века и заканчивая нашими днями, вызывает немалый интерес посетителей. Не случайно музей находится в районе Печатникова переулка и Лубянки, где более трех веков назад проживали те самые типографские работники, которые находились у истоков истории русского лубка. Здесь зарождался стиль фряжских потешных картинок, а листы для продажи вывешивались на ограде местной церкви. Возможно, экспозиции, книги и демонстрация картинок в интернете возродят интерес к русскому лубку, и он вновь войдет в моду, как это бывало неоднократно с другими видами народного творчества.
Русские узоры
Хлопковое платье, Akris; серьги Limelight Paris — New York из белого золота с бриллиантами, Piaget; колье Ghirlanda Queen из белого золота с бриллиантами, белым агатом, ониксом и шпинелью, Pasquale Bruni; кокошник, Maslov.
Атласное платье с кружевной отделкой, Viktor & Rolf; золотые серьги с эмалью, бриллиантами и сапфирами, Masriera; кольца из белого золота с бриллиантами, Penny Preville; кокошник, «Народные промыслы».
***Кожаное платье, расшитое искусственным жемчугом, Acne; серьги из белого золота и платины с бриллиантами и рубинами, Graff; жемчужное колье с белым золотом и бриллиантами, Mikimoto; браслет из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Korloff; кокошник, *«Народные промыслы».
**Кожаный комбинезон, **Jitrois; серьги из белого золота с бриллиантами, ониксом и цаворитами, Shaun Leane; часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами
и розовым жемчугом, Breguet;
на правой руке кольцо Nature из розового золота с бриллиантами, H.Stern;
на левой руке кольцо из белого золота с сапфирами и лунным камнем, кольцо из белого золота с топазом и бриллиантами, все Helen Yarmak;
кокошник, Maslov.
Шелковый жакет, Gianfranco Ferré; платиновые серьги с бриллиантами и жемчугом, Cartier; колье из белого золота с бриллиантами и сапфирами, Tavernier; брошь La Rose de la Reine из белого
золота с жемчугом и часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами, все Breguet; кольцо
из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Mikimoto; кокошник, «Народные промыслы».
Хлопковый топ с кружевной отделкой, Dolce & Gabbana; серьги Cur Romantique из белого золота с бриллиантами
и турмалинами, Dior Joaillerie;
золотое колье Stars с жемчугом и бриллиантами, H.Stern; колье из жемчуга, надетое как браслет, Van Cleef & Arpels; браслет из жемчуга и белого золота с бриллиантами, Cartier; кокошник, Maslov.
Фото: Mariano Vivanco. Стиль: Katerina Mukhina. Прически: Элла Васюшкина/The Agent. Макияж: Андрей Шилков/YSL Beauty. Маникюр: Orly. Модель: Marta Berzkalna. Ассистенты фотографа: Phillip Gutman, Sarah Piantadosi, Андрей Севостьянов, Павел Трошин. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.
**Кожаное платье, расшитое искусственным жемчугом, Acne; серьги из белого золота и платины с бриллиантами и рубинами, Graff; жемчужное колье с белым золотом и бриллиантами, Mikimoto; браслет из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Korloff; кокошник, **«Народные промыслы».
Кожаный комбинезон, Jitrois; серьги из белого золота с бриллиантами, ониксом и цаворитами, Shaun Leane; часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами
и розовым жемчугом, Breguet;
на правой руке кольцо Nature из розового золота с бриллиантами, H.Stern;
на левой руке кольцо из белого золота с сапфирами и лунным камнем, кольцо из белого золота с топазом и бриллиантами, все Helen Yarmak;
кокошник, Maslov.
Шелковый жакет, Gianfranco Ferré; платиновые серьги с бриллиантами и жемчугом, Cartier; кольеиз белого золота с бриллиантами и сапфирами, Tavernier; брошьLa Rose de la Reine из белого
золота с жемчугом и часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами, все Breguet; кольцо
из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Mikimoto; кокошник, «Народные промыслы».
Хлопковый топ с кружевнойотделкой, Dolce & Gabbana;серьги Cur Romantique из белого золота с бриллиантами
и турмалинами, Dior Joaillerie;
золотое колье Stars с жемчугом и бриллиантами, H.Stern; колье из жемчуга, надетое как браслет, Van Cleef & Arpels; браслет из жемчуга и белого золота с бриллиантами, Cartier; кокошник, Maslov.
Фото: Mariano Vivanco. Стиль: Katerina Mukhina. Прически: Элла Васюшкина/The Agent. Макияж: Андрей Шилков/YSL Beauty. Маникюр: Orly. Модель: Marta Berzkalna. Ассистенты фотографа: Phillip Gutman, Sarah Piantadosi, Андрей Севостьянов, Павел Трошин. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.
Кожаное платье, расшитое искусственным жемчугом, Acne; серьги из белого золота и платины с бриллиантами и рубинами, Graff; жемчужное колье с белым золотом и бриллиантами, Mikimoto; браслет из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Korloff; кокошник, «Народные промыслы».
**
***Кожаный комбинезон, *Jitrois; серьги из белого золота с бриллиантами, ониксом и цаворитами, Shaun Leane; часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами
и розовым жемчугом, Breguet;
на правой руке кольцо Nature из розового золота с бриллиантами, H.Stern;
на левой руке кольцо из белого золота с сапфирами и лунным камнем, кольцо из белого золота с топазом и бриллиантами, все Helen Yarmak;
кокошник, Maslov.
Шелковый жакет, Gianfranco Ferré; платиновые серьги с бриллиантами и жемчугом, Cartier; кольеиз белого золота с бриллиантами и сапфирами, Tavernier; брошьLa Rose de la Reine из белого
золота с жемчугом и часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами, все Breguet; кольцо
из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Mikimoto; кокошник, «Народные промыслы».
Хлопковый топ с кружевнойотделкой, Dolce & Gabbana;серьги Cur Romantique из белого золота с бриллиантами
и турмалинами, Dior Joaillerie;
золотое колье Stars с жемчугом и бриллиантами, H.Stern; колье из жемчуга, надетое как браслет, Van Cleef & Arpels; браслет из жемчуга и белого золота с бриллиантами, Cartier; кокошник, Maslov.
Фото: Mariano Vivanco. Стиль: Katerina Mukhina. Прически: Элла Васюшкина/The Agent. Макияж: Андрей Шилков/YSL Beauty. Маникюр: Orly. Модель: Marta Berzkalna. Ассистенты фотографа: Phillip Gutman, Sarah Piantadosi, Андрей Севостьянов, Павел Трошин. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.
***Кожаный комбинезон, *Jitrois; серьги из белого золота с бриллиантами, ониксом и цаворитами, Shaun Leane; часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами
и розовым жемчугом, Breguet;
на правой руке кольцо Nature из розового золота с бриллиантами, H.Stern;
на левой руке кольцо из белого золота с сапфирами и лунным камнем, кольцо из белого золота с топазом и бриллиантами, все Helen Yarmak;
кокошник, Maslov.
Шелковый жакет, Gianfranco Ferré; платиновые серьги с бриллиантами и жемчугом, Cartier; кольеиз белого золота с бриллиантами и сапфирами, Tavernier; брошьLa Rose de la Reine из белого
золота с жемчугом и часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами, все Breguet; кольцо
из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Mikimoto; кокошник, «Народные промыслы».
Хлопковый топ с кружевнойотделкой, Dolce & Gabbana;серьги Cur Romantique из белого золота с бриллиантами
и турмалинами, Dior Joaillerie;
золотое колье Stars с жемчугом и бриллиантами, H.Stern; колье из жемчуга, надетое как браслет, Van Cleef & Arpels; браслет из жемчуга и белого золота с бриллиантами, Cartier; кокошник, Maslov.
Фото: Mariano Vivanco. Стиль: Katerina Mukhina. Прически: Элла Васюшкина/The Agent. Макияж: Андрей Шилков/YSL Beauty. Маникюр: Orly. Модель: Marta Berzkalna. Ассистенты фотографа: Phillip Gutman, Sarah Piantadosi, Андрей Севостьянов, Павел Трошин. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.
**Кожаный комбинезон, **Jitrois; серьги из белого золота с бриллиантами, ониксом и цаворитами, Shaun Leane; часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами
и розовым жемчугом, Breguet;
на правой руке кольцо Nature из розового золота с бриллиантами, H.Stern;
на левой руке кольцо из белого золота с сапфирами и лунным камнем, кольцо из белого золота с топазом и бриллиантами, все Helen Yarmak;
кокошник, Maslov.
Шелковый жакет, Gianfranco Ferré; платиновые серьги с бриллиантами и жемчугом, Cartier; колье из белого золота с бриллиантами и сапфирами, Tavernier; брошь La Rose de la Reine из белого
золота с жемчугом и часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами, все Breguet; кольцо
из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Mikimoto; кокошник, «Народные промыслы».
Хлопковый топ с кружевной отделкой, Dolce & Gabbana; серьги Cur Romantique из белого золота с бриллиантами
и турмалинами, Dior Joaillerie;
золотое колье Stars с жемчугом и бриллиантами, H.Stern; колье из жемчуга, надетое как браслет, Van Cleef & Arpels; браслет из жемчуга и белого золота с бриллиантами, Cartier; кокошник, Maslov.
Фото: Mariano Vivanco. Стиль: Katerina Mukhina. Прически: Элла Васюшкина/The Agent. Макияж: Андрей Шилков/YSL Beauty. Маникюр: Orly. Модель: Marta Berzkalna. Ассистенты фотографа: Phillip Gutman, Sarah Piantadosi, Андрей Севостьянов, Павел Трошин. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.
Кожаный комбинезон, Jitrois; серьги из белого золота с бриллиантами, ониксом и цаворитами, Shaun Leane; часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами и розовым жемчугом, Breguet;на правой руке кольцо Nature из розового золота с бриллиантами, H.Stern;на левой руке кольцо из белого золота с сапфирами и лунным камнем, кольцо из белого золота с топазом и бриллиантами, все Helen Yarmak;кокошник, Maslov.
**
Шелковый жакет, Gianfranco Ferré; платиновые серьги с бриллиантами и жемчугом, Cartier; кольеиз белого золота с бриллиантами и сапфирами, Tavernier; брошьLa Rose de la Reine из белого
золота с жемчугом и часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами, все Breguet; кольцо
из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Mikimoto; кокошник, «Народные промыслы».
Хлопковый топ с кружевнойотделкой, Dolce & Gabbana;серьги Cur Romantique из белого золота с бриллиантами
и турмалинами, Dior Joaillerie;
золотое колье Stars с жемчугом и бриллиантами, H.Stern; колье из жемчуга, надетое как браслет, Van Cleef & Arpels; браслет из жемчуга и белого золота с бриллиантами, Cartier; кокошник, Maslov.
Фото: Mariano Vivanco. Стиль: Katerina Mukhina. Прически: Элла Васюшкина/The Agent. Макияж: Андрей Шилков/YSL Beauty. Маникюр: Orly. Модель: Marta Berzkalna. Ассистенты фотографа: Phillip Gutman, Sarah Piantadosi, Андрей Севостьянов, Павел Трошин. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.
Шелковый жакет, Gianfranco Ferré; платиновые серьги с бриллиантами и жемчугом, Cartier; кольеиз белого золота с бриллиантами и сапфирами, Tavernier; брошьLa Rose de la Reine из белого
золота с жемчугом и часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами, все Breguet; кольцо
из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Mikimoto; кокошник, «Народные промыслы».
Хлопковый топ с кружевнойотделкой, Dolce & Gabbana;серьги Cur Romantique из белого золота с бриллиантами
и турмалинами, Dior Joaillerie;
золотое колье Stars с жемчугом и бриллиантами, H.Stern; колье из жемчуга, надетое как браслет, Van Cleef & Arpels; браслет из жемчуга и белого золота с бриллиантами, Cartier; кокошник, Maslov.
Фото: Mariano Vivanco. Стиль: Katerina Mukhina. Прически: Элла Васюшкина/The Agent. Макияж: Андрей Шилков/YSL Beauty. Маникюр: Orly. Модель: Marta Berzkalna. Ассистенты фотографа: Phillip Gutman, Sarah Piantadosi, Андрей Севостьянов, Павел Трошин. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.
Шелковый жакет, Gianfranco Ferré; платиновые серьги с бриллиантами и жемчугом, Cartier; кольеиз белого золота с бриллиантами и сапфирами, Tavernier; брошьLa Rose de la Reine из белого
золота с жемчугом и часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами, все Breguet; кольцо
из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Mikimoto; кокошник, «Народные промыслы».
Хлопковый топ с кружевнойотделкой, Dolce & Gabbana;серьги Cur Romantique из белого золота с бриллиантами
и турмалинами, Dior Joaillerie;
золотое колье Stars с жемчугом и бриллиантами, H.Stern; колье из жемчуга, надетое как браслет, Van Cleef & Arpels; браслет из жемчуга и белого золота с бриллиантами, Cartier; кокошник, Maslov.
Фото: Mariano Vivanco. Стиль: Katerina Mukhina. Прически: Элла Васюшкина/The Agent. Макияж: Андрей Шилков/YSL Beauty. Маникюр: Orly. Модель: Marta Berzkalna. Ассистенты фотографа: Phillip Gutman, Sarah Piantadosi, Андрей Севостьянов, Павел Трошин. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.
Шелковый жакет, Gianfranco Ferré; платиновые серьги с бриллиантами и жемчугом, Cartier; кольеиз белого золота с бриллиантами и сапфирами, Tavernier; брошьLa Rose de la Reine из белого
золота с жемчугом и часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами, все Breguet; кольцо
из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Mikimoto; кокошник, «Народные промыслы».
Хлопковый топ с кружевнойотделкой, Dolce & Gabbana;серьги Cur Romantique из белого золота с бриллиантами
и турмалинами, Dior Joaillerie;
золотое колье Stars с жемчугом и бриллиантами, H.Stern; колье из жемчуга, надетое как браслет, Van Cleef & Arpels; браслет из жемчуга и белого золота с бриллиантами, Cartier; кокошник, Maslov.
Фото: Mariano Vivanco. Стиль: Katerina Mukhina. Прически: Элла Васюшкина/The Agent. Макияж: Андрей Шилков/YSL Beauty. Маникюр: Orly. Модель: Marta Berzkalna. Ассистенты фотографа: Phillip Gutman, Sarah Piantadosi, Андрей Севостьянов, Павел Трошин. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.
Шелковый жакет, Gianfranco Ferré; платиновые серьги с бриллиантами и жемчугом, Cartier; кольеиз белого золота с бриллиантами и сапфирами, Tavernier; брошьLa Rose de la Reine из белого
золота с жемчугом и часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами, все Breguet; кольцо
из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Mikimoto; кокошник, «Народные промыслы».
Хлопковый топ с кружевнойотделкой, Dolce & Gabbana;серьги Cur Romantique из белого золота с бриллиантами
и турмалинами, Dior Joaillerie;
золотое колье Stars с жемчугом и бриллиантами, H.Stern; колье из жемчуга, надетое как браслет, Van Cleef & Arpels; браслет из жемчуга и белого золота с бриллиантами, Cartier; кокошник, Maslov.
Фото: Mariano Vivanco. Стиль: Katerina Mukhina. Прически: Элла Васюшкина/The Agent. Макияж: Андрей Шилков/YSL Beauty. Маникюр: Orly. Модель: Marta Berzkalna. Ассистенты фотографа: Phillip Gutman, Sarah Piantadosi, Андрей Севостьянов, Павел Трошин. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.
Шелковый жакет, Gianfranco Ferré; платиновые серьги с бриллиантами и жемчугом, Cartier; кольеиз белого золота с бриллиантами и сапфирами, Tavernier; брошьLa Rose de la Reine из белого
золота с жемчугом и часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами, все Breguet; кольцо
из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Mikimoto; кокошник, «Народные промыслы».
Хлопковый топ с кружевнойотделкой, Dolce & Gabbana;серьги Cur Romantique из белого золота с бриллиантами
и турмалинами, Dior Joaillerie;
золотое колье Stars с жемчугом и бриллиантами, H.Stern; колье из жемчуга, надетое как браслет, Van Cleef & Arpels; браслет из жемчуга и белого золота с бриллиантами, Cartier; кокошник, Maslov.
Фото: Mariano Vivanco. Стиль: Katerina Mukhina. Прически: Элла Васюшкина/The Agent. Макияж: Андрей Шилков/YSL Beauty. Маникюр: Orly. Модель: Marta Berzkalna. Ассистенты фотографа: Phillip Gutman, Sarah Piantadosi, Андрей Севостьянов, Павел Трошин. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.
Шелковый жакет, Gianfranco Ferré; платиновые серьги с бриллиантами и жемчугом, Cartier; колье из белого золота с бриллиантами и сапфирами, Tavernier; брошь La Rose de la Reine из белого золота с жемчугом и часы Reine de Naples из белого золота с бриллиантами, все Breguet; кольцо из белого золота с бриллиантами и жемчугом, Mikimoto; кокошник, «Народные промыслы».
**
Хлопковый топ с кружевной отделкой, Dolce & Gabbana; серьги Cur Romantique из белого золота с бриллиантами и турмалинами, Dior Joaillerie;золотое колье Stars с жемчугом и бриллиантами, H.Stern; колье из жемчуга, надетое как браслет, Van Cleef & Arpels; браслет из жемчуга и белого золота с бриллиантами, Cartier; кокошник, Maslov. Фото: Mariano Vivanco. Стиль: Katerina Mukhina. Прически: Элла Васюшкина/The Agent. Макияж: Андрей Шилков/YSL Beauty. Маникюр: Orly. Модель: Marta Berzkalna. Ассистенты фотографа: Phillip Gutman, Sarah Piantadosi, Андрей Севостьянов, Павел Трошин. Ассистент стилиста: Елена Пятибратова. Продюсер: Елена Серова. Ассистент продюсера: Екатерина Золототрубова.
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.